Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

 

Тема урока: пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

 

Цели урока:

Материалы и оборудование: персональный компьютер, учебная доска, учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Н.А.Чураковой, рабочая тетрадь по литературному чтению, учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть Н.А.Чураковой, цветные карандаши, репродукция картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

 

Ход урока

  1. Введение в тему урока.

Учитель читает стихотворение

Что можно на свете красивым назвать?

Заснеженный город, иль водную гладь?

Морскую волну, или солнечный свет?

Прошу, помогите и дайте ответ.

На доске прикреплен ватман, на котором изображено небо. Учитель раздает детям звездочки из цветной бумаги.

 - Напишите на своих звездочках слово или словосочетание, обозначающее для вас красоту.

После этого дети выходят к доске, читают свое слово и прикрепляют свою звездочку на небо.

Учитель делает вывод: не может быть одного мнения. Для каждого человека красота имеет разные проявления.

 У. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения?

(пытаемся понять, как на нас воздействует красота)

 

  1. Работа в парах. Актуализация знаний.

Предлагаю каждой паре просмотреть одно из произведений данного раздела и найти ответы на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

 - О какой красоте идет речь в произведении?

 - Какое воздействие оказывает красота на героев произведения?

 

  1. Работа с текстом. Восприятие и понимание переживаний персонажей.

а) Проверка д.з.

 

- Откройте рабочую тетрадь стр.7. Дома вы должны были написать названия рассказов Виктора Драгунского, которые вам знакомы. Назовите эти рассказы. Кто главный герой многих рассказов В.Драгунского. Назови имя и фамилию этого мальчика. Где вы нашли информацию об этом авторе? Что вы о нем узнали из статьи?

 

б) Работа с рассказом В.Драгунского «Девочка на шаре».

Чтение рассказа по частям и ответы на вопросы по содержанию.

 

Вопросы после чтения 1 части:

 - Понравилось ли Денису в цирке до начала представления? Процитируй строчки, подтверждающие твой ответ.

 - Каково было первое впечатление Дениса от выступления жонглера?

 - А что мальчик говорит об этом выступлении в конце фрагмента?

 - Представлял ли себе писатель, что такое работа цирковых артистов?

 - Как В.Драгунский относился к цирковому искусству?

 

Вопросы после чтения 2 части:

 -  Процитируй слова Дениса, из которых понятно, что для него девочка на шаре необыкновенная: как волшебство, как чудо, как сказочная фея.

 - Какую фразу в разных вариантах трижды повторяет Денис, рассказывая о выступлении девочки на шаре?

 - Из каких строчек видно, что Денис потрясен ловкостью девочки, её талантом гимнастки и эквилибристки?

 - Прочитай строчки, из которых видно, что Денис чувствует хрупкость и уязвимость девочки, волнуется за неё.

 - Понравилось ли Денису выступление клоуна?

 - Прочитай слова и выражения, в которых Денис объясняет , почему ему не понравилось выступление львов, которое было после антракта.

 - Найди слова и выражения, из которых понятно, почему ничто уже не могло заинтересовать Дениса?

 - Так что же произошло с Денисом, какое чувство его захватило?

 

Вопросы после чтения 3 части:

 - Какие изменения произошли в Денисе, в его восприятии повседневной жизни?

 - Найди и зачитай те фрагменты текста, из которых видно, что по сравнению с девочкой на шаре все остальные номера кажутся Денису недостойными внимания.

 - Найдите строчки, показывающие, что мальчик хочет поделиться с отцом своим восхищением  красотой и мастерством девочки на шаре.

 - Какие чувства овладели Денисом, когда девочка на шаре не появилась, что его волновало в первую очередь?

 - Как вы можете объяснить поведение отца Дениса: ему действительно очень понравилось в цирке, или он хотел заинтересовать Дениса хоть чем-нибудь, кроме девочки на шаре?

 

  1. Поход в «Музейный дом».

Давайте сходим в музейный дом и посмотрим картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

Виктор Драгунский видел картину Пабло Пикассо в музее. Ведь писатель жил в Москве, а картина находится в одном из московских музеев.

 - Как ты думаешь, выступают ли эти молодые артисты в паре? Сравни их физические данные (рост, вес, силу, подготовку). Какие номера у них могут быть совместными?

 - Какой прием (который часто применяют писатели и поэты!) использовал художник, изображая  этих артистов? Выделите с помощью рамочки два вертикальных фрагмента: в один пусть войдет верхняя часть фигурки девочки, а в другой  - торс молодого человека. Теперь поняли, какой это прием?

Вывод: красота может быть разной. Вот молодой человек такой большой и сильный, а девочка такая нежная и хрупкая. Но оба очень красивые!

 

  1. Подведение итогов урока.

Каждому ребенку выдается звезда из цветной бумаги. На ней ученик пишет предложение о том, как на нас может воздействовать красота. Каждый ученик выходит к доске, читает свое предложение и прикрепляет звезду на небо. Таким образом к концу урока на доске появляются звезды, которые зажгли дети.

 

 

 

 

 

Автор-составитель

учитель начальных классов

филиала в п.Жемчужный МОУ Чакинской СОШ

Ржаксинского района Тамбовской области

Бугрова О.И.

 

 

 

Хостинг от uCoz