Урок математики в 4 классе

с элементами истории родного края

 

Тема: закрепление изученного материала по теме «4 арифметических действия». История моего села – цифры и факты

 

Задачи: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, развивать умение решать текстовые и геометрические задачи; воспитывать любовь и уважение к своей малой родине; расширить знание детей об истории своего края.

 

Оборудование и оформление: стенд «Мой край родной», фотовыставка «Милый сердцу уголок», карта Тамбовской области, рисунок вычислительной машины со сменными карточками, эпиграф, костюмы для историков и литераторов, магнитофон, кассета с записью музыки.

 

Эпиграф к уроку (запись на доске):

 

Моё детство, ещё ты не пройдено.

Моя радость, надежда и грусть.

Хоть мала моя малая Родина,

Но с неё начинается Русь.

 

Ход урока:

 

1.     Оргмомент.(Аутотренинг)

Ребята, закройте глаза и повторяйте за мной.

 

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

я вдыхаю его чистый, свежий воздух,

колышутся травы луга.

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я живу в замечательном поселке

И горжусь, что родился именно здесь.

 

 - Согласны ли вы с этими словами?

 - На сегодняшнем уроке мы поведем речь о нашем родном крае.

 - Прочитайте тему урока: «Четыре арифметических действия» и сформулируйте цель урока.

 - Кроме того, вы узнаете об истории нашего поселка. Узнаете много интересных фактов, с которыми познакомят наши историки.

Итак, у нас урок математики, но не всегда все в ней бывает просто и понятно, и тогда люди обращаются за помощью к специальной электронной вычислительной машине – ЭВМ, давайте, ребята, договоримся, что сегодня на уроке нам тоже будет помогать специальная машина (плакат с рисунком). Называется она Большая Умная Машина, короче БУМ, а еще лучше БУМка. Если что-то нам будет непонятно, мы обратимся к ней за помощью.

 - Как вы понимаете слово Родина?

Дети:

 - У каждого, кто слышит это слово, возникает перед глазами тот уголок земли, где он родился.

 - Моя Родина – поселок Жемчужный. Он расположен на юго-востоке Тамбовской области, Ржаксинского района, в 3 километрах от железнодорожной станции Чакино.

 

2.     Работа над задачами.

 

– Посмотрите, ребята, БУМка выдала нам какое-то число. (1912г.) Что это за число?

 - Это дата рождения нашего поселка.

 - Да, послушайте небольшую историческую справку. Слово историку.

 

Мысль об организации опытного дела в Тамбовской губернии возникла ещё задолго до этой даты, но только летом 1912 года выбрали место около станции Чакино. Тучный чернозем, ровная местность хорошо подходили для опытов. Осенью началось возведение построек опытной станции. Одновременно рядом началось строительство сельскохозяйственного училища. Главный корпус училища был построен по образцу французского колледжа в городе Лионе. Это здание и сейчас является украшением нашего поселка.

 

 - Спасибо историкам. Ребята, давайте посчитаем, сколько лет этой осенью исполняется нашему поселку. Как это сделать? Как удобнее считать? (в столбик)

 _2006

   1912

       94года

 

 - Еще немного истории.

 

Свою работу станция начинала на закрепленном на ней земельном массиве, составляющем всего около 104га. Первым директором станции был Михаил Петрович Архангельский, который положил много сил на ее организацию. На полях проводились опыты по изучению сроков посева овса, проса и картофеля; испытание различных сортов кукурузы, картофеля, пшеницы.

 

 - Спасибо. Ребята, сейчас площадь полей нашей станции составляет 1916га.

Предлагаю вам составить задачу о том, как изменилась площадь полей нашего хозяйства.

(Ребята ставят вопрос: на сколько больше га занимают сейчас поля опытной станции?)

 

 

Запись условия задачи в тетрадь, один ученик решает задачу у доски с комментированием.   _14916

                                           104

                                       14812га  Ответ: на 14812га увеличилась площадь.

 

3.     Выполнение арифметических действий.

 

 - За годы своей работы опытная станция провела большую научно-исследовательскую работу. Селекционерами выведены новые сорта пшеницы, ржи, подсолнечника. Сейчас я познакомлю вас с результатами работы опытной станции в этом году. Ваша задача записать в тетрадь числа, которые я вам назову.

 

В 2006 году на полях опытной станции было засеяно 274га озимой пшеницы, был собран урожай 10572ц. Ячменем засеяно 900га, осенью собрано 31107ц ячменя. Весной посеяли 10га гречихи, собрали урожай 65ц. С поля горчицы площадью 30га собрали урожай 90ц.

2006

274

10572

900

31107

10

65

30

90

Выполним следующие арифметические действия:

число 2006 уменьшите на 138,

число 274 представьте в виде суммы разрядных слагаемых;

число 10572 уменьшите в 4 раза;

сложите числа 900 и 31107;

число 65 увеличьте в 8 раз.

А теперь послушайте ещё раз последние данные. С поля горчицы площадью 30га собрали урожай 90ц. Узнайте, какова урожайность горчицы в этом году?

90:30=3ц с га.

 

4.     Физпауза.

 

Мы словно деревья в парке родном

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

И снова зима, снова лютая стужа.

И в парке у нас стало тихо, послушай.

 

 

 - Давайте еще раз посмотрим на фотографии, которые вы принесли и полюбуемся красотой нашего парка, который был заложен одновременно со строительством здания Чакинского с/х училища. В парке было посажено около 80 пород и видов деревьев. Наряду с местными растениями в парке растут южные виды: каштан, ель сизая, лиственница, тополь пирамидальный. Вот уже более 90 лет парк является прекрасным местом отдыха для жителей техникума и опытной станции.

 

5.     Работа над задачей.

 

 - Ребята, БУМка предлагает нам решить задачу:

Длина поля – 15км

Ширина – 7км

Дополните условие и решите задачу по вариантам. 1 вариант находит площадь участка, 2 вариант периметр этого участка. Проверка фронтально.

 

6.     Заключительный этап.

 

 - Наш урок подходит к концу. Вы хорошо поработали.

Понравился ли вам урок? Что было интересно? Достигли мы целей нашего урока?

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова? (свободные высказывания детей).

 - С вашими словами созвучно будет мнение литераторов, которые приготовили несколько стихов о родном крае.

(дети под музыку читают стихи)

 

Между Волгой и Москвою край раскинулся родной,

Над степною речкой Цною, над Вороною лесной.

Чуть колышется дубрава, стадо движется, пыля,

Поле слева, поле справа – все – колхозная земля.

 

Украшаем землю сами нашей волей и трудом

И она шумит садами и пшеницей над прудом.

Бьют из почвы черноземной звонкой струйкой родники.

Много силы неуемной мы имеем, земляки!

И полями, и лесами ты богат, наш край!

Хлебный край! Тамбовский край!

 

На Руси великой нашей

Есть, возможно, лучшие края.

Но для меня ты все ж родней и краше

Милая Тамбовская земля.

 

 

Урок окончен. Спасибо вам ребята за работу. Спасибо за внимание гостям.

А вам, ребята я желаю не лениться, стараться как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а интересным. Всего доброго!

 

 

 

 

Автор-составитель

учитель начальных классов

филиала в п.Жемчужный МОУ Чакинской СОШ

Ржаксинского района Тамбовской области

Бугрова О.И.

 

 

 

 

Хостинг от uCoz