Конспект урока по литературному
чтению в 4 классе
Тема урока: пытаемся понять, как на нас воздействует красота.
Цели урока:
Материалы и оборудование: персональный компьютер, учебная доска, учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Н.А.Чураковой, рабочая тетрадь по литературному чтению, учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть Н.А.Чураковой, цветные карандаши, репродукция картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
Ход урока
Учитель читает стихотворение
Что можно на свете красивым назвать?
Заснеженный город, иль водную гладь?
Морскую волну, или солнечный свет?
Прошу, помогите и дайте ответ.
На доске прикреплен ватман, на котором изображено небо. Учитель раздает детям звездочки из цветной бумаги.
- Напишите на своих звездочках слово или словосочетание, обозначающее для вас красоту.
После этого дети выходят к доске, читают свое слово и прикрепляют свою звездочку на небо.
Учитель делает вывод: не может быть одного мнения. Для каждого человека
красота имеет разные проявления.
У. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения?
(пытаемся понять, как на нас воздействует красота)
Предлагаю каждой паре просмотреть одно из произведений данного раздела и найти ответы на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):
- О какой красоте идет речь в произведении?
- Какое воздействие оказывает красота на героев произведения?
а) Проверка д.з.
- Откройте рабочую тетрадь стр.7. Дома вы должны были написать названия рассказов Виктора Драгунского, которые вам знакомы. Назовите эти рассказы. Кто главный герой многих рассказов В.Драгунского. Назови имя и фамилию этого мальчика. Где вы нашли информацию об этом авторе? Что вы о нем узнали из статьи?
б) Работа с рассказом В.Драгунского «Девочка на шаре».
Чтение рассказа по частям и ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы после чтения 1 части:
- Понравилось ли Денису в цирке до начала представления? Процитируй строчки, подтверждающие твой ответ.
- Каково было первое впечатление Дениса от выступления жонглера?
- А что мальчик говорит об этом выступлении в конце фрагмента?
- Представлял ли себе писатель, что такое работа цирковых артистов?
- Как В.Драгунский относился к цирковому искусству?
Вопросы после чтения 2 части:
- Процитируй слова Дениса, из которых понятно, что для него девочка на шаре необыкновенная: как волшебство, как чудо, как сказочная фея.
- Какую фразу в разных вариантах трижды повторяет Денис, рассказывая о выступлении девочки на шаре?
- Из каких строчек видно, что Денис потрясен ловкостью девочки, её талантом гимнастки и эквилибристки?
- Прочитай строчки, из которых видно, что Денис чувствует хрупкость и уязвимость девочки, волнуется за неё.
- Понравилось ли Денису выступление клоуна?
- Прочитай слова и выражения, в которых Денис объясняет , почему ему не понравилось выступление львов, которое было после антракта.
- Найди слова и выражения, из которых понятно, почему ничто уже не могло заинтересовать Дениса?
- Так что же произошло с Денисом, какое чувство его захватило?
Вопросы после чтения 3 части:
- Какие изменения произошли в Денисе, в его восприятии повседневной жизни?
- Найди и зачитай те фрагменты текста, из которых видно, что по сравнению с девочкой на шаре все остальные номера кажутся Денису недостойными внимания.
- Найдите строчки, показывающие, что мальчик хочет поделиться с отцом своим восхищением красотой и мастерством девочки на шаре.
- Какие чувства овладели Денисом, когда девочка на шаре не появилась, что его волновало в первую очередь?
- Как вы можете объяснить поведение отца Дениса: ему действительно очень понравилось в цирке, или он хотел заинтересовать Дениса хоть чем-нибудь, кроме девочки на шаре?
Давайте сходим в музейный дом и посмотрим картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
Виктор Драгунский видел картину Пабло Пикассо в музее. Ведь писатель жил в Москве, а картина находится в одном из московских музеев.
- Как ты думаешь, выступают ли эти молодые артисты в паре? Сравни их физические данные (рост, вес, силу, подготовку). Какие номера у них могут быть совместными?
- Какой прием (который часто применяют писатели и поэты!) использовал художник, изображая этих артистов? Выделите с помощью рамочки два вертикальных фрагмента: в один пусть войдет верхняя часть фигурки девочки, а в другой - торс молодого человека. Теперь поняли, какой это прием?
Вывод: красота может быть разной. Вот молодой человек такой большой и сильный, а девочка такая нежная и хрупкая. Но оба очень красивые!
Каждому ребенку выдается звезда из цветной бумаги. На ней ученик пишет предложение о том, как на нас может воздействовать красота. Каждый ученик выходит к доске, читает свое предложение и прикрепляет звезду на небо. Таким образом к концу урока на доске появляются звезды, которые зажгли дети.
Автор-составитель
учитель начальных классов
филиала в п.Жемчужный МОУ Чакинской СОШ
Ржаксинского района Тамбовской области
Бугрова О.И.