Филиал в п. Жемчужный МОУ Чакинской сош
Открытый урок
по математике в 3 классе
по программе «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Диаграмма и решение задач»
Учитель: Л.В. Игнатьева
Цели: 1.
Познакомить уч-ся с возможностями, которые предоставляют диаграммы в плане решения
задач.
2. Показать разнообразие диаграмм и
использование некоторых из них в жизни.
3. Научить составлять диаграммы по заданному
условию.
4. Отрабатывать умение решать
задачи на разностное и кратное сравнение.
5. Прививать чувство любви и
уважения к близким, стремление быть успешным
Оборудование: презентация
«Диаграмма и решение задач», листочки с оценками каждого ученика по математике,
дневник учителя
Ход урока
I.
Орг. начало
II.
Сообщение темы Слайд 1
-
Сегодня мы будем учиться решать задачи с помощью диаграмм.
III.
Повторение
изученного. Тест. Слайды 2-6
-
Для успешного выполнения заданий сегодняшнего урока, нам необходимо повторить
кое-что из прошлых уроков. Выполним тест. В нем 5 заданий. Проставьте номера
заданий сразу. Выбирайте букву с правильным ответом.
(Учащиеся
выполняют Тест в тетради)
-
Выполните взаимопроверку Слайд 7
-
У кого все ответы верные, можно смело поставить «5»!
IV.
Актуализация
знаний
-
В тесте встретилось слово диаграмма. А что это такое? Слайд 8
-
Диаграммы бывают разных типов. С некоторыми вы уже встречались. Слайд 8
·
Круговая
(Источники пресной воды)
·
Круговая с
вырезанными секторами (Узнали? Состав воздуха)
·
Гистограмма или
столбчатая диаграмма (Посмотрите на информацию. Как можно её назвать? Я люблю,
когда мама)
-
А когда мама улыбается?
-
Правильно, она улыбается, когда её дети успешны в школе, а потом во взрослой
жизни. Например, если ребенок стал хорошим врачом. Кстати, врачи в своей
нелегкой работе тоже используют особые типы диаграмм. Слайд 9
-
Конечно, работать на сложных аппаратах, выполняющих такие диаграммы, смогут
только те, кто добросовестно учится в школе, а потом в институте. Надеюсь, что
замечательным врачом может стать кто-нибудь из ребят нашего класса.
-
Составьте задачу про наш класс. Слайд 10
-
Как называются задачи такого вида? (Задачи на разностное сравнение)
-
По условию этой задачи можно составить диаграмму. Что на ней обозначает белая
полоска? Голубая? Как решить задачу при помощи диаграммы? (Посмотреть, на
сколько единичных отрезков одна полоска больше другой)
-
Решите.
- Составьте
по этому же условию задачу на кратное сравнение. (Невозможно, потому что 12 не
делится на 8 без остатка)
V.
Составление
диаграммы и решение задачи
-
Зато нам возможно немного больше узнать о нашем классе. Все ребята у нас разные
и в то же время есть то, что вас объединяет – это ваши интересы. Почти все из
вас посещают занятия в кружках по интересам. А кто-то занимается сразу в двух
кружках. Слайд 11
-
Рассмотрите таблицу. Составим диаграмму. Сколько полос будет в диаграмме?
-
Что больше всего предпочитают наши ребята? (Танцы)
-
Какой вид информации более наглядный? (Диаграмма)
-
Составьте задачу на кратное сравнение.
-
Как её решить, используя диаграмму? (Посмотреть, сколько раз один отрезок
укладывается в другом). Решите.
-
Составьте задачу на разностное сравнение.
-
Как её решить? (Уравнять отрезки и посчитать число «лишних» отрезков). Решите.
VI.
Физминутка
-
Представьте, что вы – полоска диаграммы. Покажите полоску, которая в два раза
меньше вашего роста. А в три раза?
-
Сделайте столько приседаний, сколько окон в классе.
-
Прыгните на левой ноге столько раз, сколько учителей в классе.
-
Прыгните на правой ноге столько раз, вы хотели бы получить пятерок.
-
Покажите, как выглядит отличник.
VII.
Самостоятельная
работа
-
Глядя на то, как вы делаете физминутку, ваши мамы
точно бы улыбнулись. И, конечно, мамы просто сияют, когда видят хорошие оценки
своих детей. Я всегда хотела, чтобы моя мама чаще улыбалась. Поэтому, когда я
тоже была в 3-м классе Слайд 12, до
10 декабря по математике я получила вот такие оценки. (Я их выписала из своего
дневника). И составила диаграмму. А как я это сделала?
-
Что обозначает белая полоска? Голубая?
-
Задачу какого вида можно составить?
-
У вас листочки с вашими оценками по математике, которые вы получили с 1
сентября до сегодняшнего дня. Составьте диаграммы, а затем составьте и решите
задачи. У кого-то в диаграмме получится не 2, а 3 и даже 4 полоски. От чего это
будет зависеть? (От набора оценок) (Два уч-ка работают у доски)
VIII.
Продолжение
темы
-
Получать хорошие оценки мы стремимся, конечно, не только чтобы порадовать
близких и себя. А для чего ещё?
-
Как вы думаете, люди каких профессий могут в школе учиться плохо или неважно?
(Все должны учиться хорошо).
- Вот
и будущие писатели в школе старались. А кто автор этих строк? Слайд 13
-
Часто взрослые люди зависят от погоды, вернее, их самочувствие. Когда солнечный
день, в основном все чувствуют себя хорошо. Когда небо заволакивается тучами,
меняется давление у человека и может испортиться самочувствие. А в пасмурную
погоду делается ещё хуже.
- Слайд 14 Сколько дней в декабре
взрослые чувствовали себя хорошо? Неважно? Плохо?
-
Составьте диаграмму. Выполните кратное сравнение.
-
Значит, своих родителей надо беречь и особенно в пасмурную погоду стараться
получить хорошую оценку, которая порадует их и улучшить не только настроение,
но и здоровье.
IX.
Итог
-
Чему учились на уроке?
-
Какие виды задач можно решить по диаграмме?
-
Для кого урок прошел быстро и легко?
-
Оцените свое состояние на уроке при помощи личика Слайд 15
X.
Выставление
оценок
XI.
Домашнее
задание Слайд 16
-
Чтобы закрепить новый материал, выполните дома №395, 396. Эти номера очень
похожи на те, которые мы выполнили в классе.
Самоанализ
урока
Тема: Диаграмма и решение задач.
Цели: 1. Познакомить уч-ся с возможностями, которые предоставляют диаграммы
в плане решения задач.
2. Показать разнообразие диаграмм и
использование некоторых из них в жизни.
3. Научить составлять диаграммы по заданному
условию.
4. Отрабатывать умение решать
задачи на разностное и кратное сравнение.
5. Прививать чувство любви и
уважения к близким, стремление быть успешным
Методы обучения:
· По преимущественному источнику получения знаний – словесные,
наглядные и практические
· По характеру мыслительной деятельности и
познавательной активности – объяснительно-иллюстративные
Тип урока – комбинированный
Форма
проведения – классная, индивидуальная
Место
урока в системе уроков по данному
разделу – 3 урок
На предыдущих двух уроках проводилась подготовительная
работа, поэтому урок строился с опорой на уже полученные знания.
Научность
обучения выражалась в терминологии, знаниях разностного и кратного сравнения.
Связь с жизнью – показ применения диаграмм в медицине. Доступность обучения
обеспечивали наглядное изображение, примеры из жизни. Характер познавательной
деятельности учащихся преобладал репродуктивный (основанный на воспроизводящей
функции памяти), частично творческий.
Оборудование: презентация «Диаграмма и решение задач», листочки с
оценками каждого ученика по математике, дневник учителя