Филиал в п. Жемчужный МОУ Чакинской сош

 

 

 

 

 

Открытый урок

по математике в 3 классе

 по программе «Перспективная начальная школа»

 

Тема урока: «Диаграмма и решение задач»

 

 

Учитель: Л.В. Игнатьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: 1. Познакомить уч-ся с возможностями, которые предоставляют диаграммы в плане решения задач.

            2. Показать разнообразие диаграмм и использование некоторых из них в жизни.

            3. Научить составлять диаграммы по заданному условию.

            4. Отрабатывать умение решать задачи на разностное и кратное сравнение.

            5. Прививать чувство любви и уважения к близким, стремление быть успешным

 

Оборудование: презентация «Диаграмма и решение задач», листочки с оценками каждого ученика по математике, дневник учителя

 

Ход урока

I.                   Орг. начало

 

II.                Сообщение темы Слайд 1

 

 

- Сегодня мы будем учиться решать задачи с помощью диаграмм.

 

III.             Повторение изученного. Тест. Слайды 2-6

 

- Для успешного выполнения заданий сегодняшнего урока, нам необходимо повторить кое-что из прошлых уроков. Выполним тест. В нем 5 заданий. Проставьте номера заданий сразу. Выбирайте букву с правильным ответом.

(Учащиеся выполняют Тест в тетради)

- Выполните взаимопроверку Слайд 7

- У кого все ответы верные, можно смело поставить «5»!

 

IV.            Актуализация знаний

- В тесте встретилось слово диаграмма. А что это такое? Слайд 8

- Диаграммы бывают разных типов. С некоторыми вы уже встречались. Слайд 8

·        Круговая (Источники пресной воды)

·        Круговая с вырезанными секторами (Узнали? Состав воздуха)

·        Гистограмма или столбчатая диаграмма (Посмотрите на информацию. Как можно её назвать? Я люблю, когда мама)

- А когда мама улыбается?

- Правильно, она улыбается, когда её дети успешны в школе, а потом во взрослой жизни. Например, если ребенок стал хорошим врачом. Кстати, врачи в своей нелегкой работе тоже используют особые типы диаграмм. Слайд 9

- Конечно, работать на сложных аппаратах, выполняющих такие диаграммы, смогут только те, кто добросовестно учится в школе, а потом в институте. Надеюсь, что замечательным врачом может стать кто-нибудь из ребят нашего класса.

- Составьте задачу про наш класс. Слайд 10

- Как называются задачи такого вида? (Задачи на разностное сравнение)

- По условию этой задачи можно составить диаграмму. Что на ней обозначает белая полоска? Голубая? Как решить задачу при помощи диаграммы? (Посмотреть, на сколько единичных отрезков одна полоска больше другой)

- Решите.

- Составьте по этому же условию задачу на кратное сравнение. (Невозможно, потому что 12 не делится на 8 без остатка)

 

V.               Составление диаграммы и решение задачи

 

- Зато нам возможно немного больше узнать о нашем классе. Все ребята у нас разные и в то же время есть то, что вас объединяет – это ваши интересы. Почти все из вас посещают занятия в кружках по интересам. А кто-то занимается сразу в двух кружках. Слайд 11

- Рассмотрите таблицу. Составим диаграмму. Сколько полос будет в диаграмме?

- Что больше всего предпочитают наши ребята? (Танцы)

- Какой вид информации более наглядный? (Диаграмма)

- Составьте задачу на кратное сравнение.

- Как её решить, используя диаграмму? (Посмотреть, сколько раз один отрезок укладывается в другом). Решите.

- Составьте задачу на разностное сравнение.

- Как её решить? (Уравнять отрезки и посчитать число «лишних» отрезков). Решите.

 

VI.            Физминутка

 

- Представьте, что вы – полоска диаграммы. Покажите полоску, которая в два раза меньше вашего роста. А в три раза?

- Сделайте столько приседаний, сколько окон в классе.

- Прыгните на левой ноге столько раз, сколько учителей в классе.

- Прыгните на правой ноге столько раз, вы хотели бы получить пятерок.

- Покажите, как выглядит отличник.

 

VII.         Самостоятельная работа

 

- Глядя на то, как вы делаете физминутку, ваши мамы точно бы улыбнулись. И, конечно, мамы просто сияют, когда видят хорошие оценки своих детей. Я всегда хотела, чтобы моя мама чаще улыбалась. Поэтому, когда я тоже была в 3-м классе Слайд 12, до 10 декабря по математике я получила вот такие оценки. (Я их выписала из своего дневника). И составила диаграмму. А как я это сделала?

- Что обозначает белая полоска? Голубая?

- Задачу какого вида можно составить?

- У вас листочки с вашими оценками по математике, которые вы получили с 1 сентября до сегодняшнего дня. Составьте диаграммы, а затем составьте и решите задачи. У кого-то в диаграмме получится не 2, а 3 и даже 4 полоски. От чего это будет зависеть? (От набора оценок) (Два уч-ка работают у доски)

 

VIII.      Продолжение темы

 

- Получать хорошие оценки мы стремимся, конечно, не только чтобы порадовать близких и себя. А для чего ещё?

- Как вы думаете, люди каких профессий могут в школе учиться плохо или неважно? (Все должны учиться хорошо).

- Вот и будущие писатели в школе старались. А кто автор этих строк? Слайд 13

- Часто взрослые люди зависят от погоды, вернее, их самочувствие. Когда солнечный день, в основном все чувствуют себя хорошо. Когда небо заволакивается тучами, меняется давление у человека и может испортиться самочувствие. А в пасмурную погоду делается ещё хуже.

- Слайд 14 Сколько дней в декабре взрослые чувствовали себя хорошо? Неважно? Плохо?

- Составьте диаграмму. Выполните кратное сравнение.

- Значит, своих родителей надо беречь и особенно в пасмурную погоду стараться получить хорошую оценку, которая порадует их и улучшить не только настроение, но и здоровье.

 

IX.            Итог

- Чему учились на уроке?

- Какие виды задач можно решить по диаграмме?

- Для кого урок прошел быстро и легко?

- Оцените свое состояние на уроке при помощи личика Слайд 15

X.               Выставление оценок

 

XI.            Домашнее задание Слайд 16

- Чтобы закрепить новый материал, выполните дома №395, 396. Эти номера очень похожи на те, которые мы выполнили в классе.

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

Тема: Диаграмма и решение задач.

 

Цели: 1. Познакомить уч-ся с возможностями, которые предоставляют диаграммы в плане решения задач.

            2. Показать разнообразие диаграмм и использование некоторых из них в жизни.

            3. Научить составлять диаграммы по заданному условию.

            4. Отрабатывать умение решать задачи на разностное и кратное сравнение.

            5. Прививать чувство любви и уважения к близким, стремление быть успешным

 

Методы обучения:

· По преимущественному источнику получения знаний – словесные, наглядные и практические

· По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности – объяснительно-иллюстративные

 

Тип урока – комбинированный

 

Форма проведения – классная, индивидуальная

 

Место урока  в системе уроков по данному разделу – 3 урок

 

На предыдущих двух уроках проводилась подготовительная работа, поэтому урок строился с опорой на уже полученные знания.

 Научность обучения выражалась в терминологии, знаниях разностного и кратного сравнения. Связь с жизнью – показ применения диаграмм в медицине. Доступность обучения обеспечивали наглядное изображение, примеры из жизни. Характер познавательной деятельности учащихся преобладал репродуктивный (основанный на воспроизводящей функции памяти), частично творческий.

 

Оборудование: презентация «Диаграмма и решение задач», листочки с оценками каждого ученика по математике, дневник учителя

 

 

Хостинг от uCoz