СПЕЦИФИКАЦИЯ
рубежного контроля
по алгебре и началам анализа
по УМК «Алгебра и
начала анализа» 10-11 классы
под ред. А.Н.
Колмогорова
1 полугодие 10 класс
1. Назначение работы – оценить общеобразовательную
подготовку по алгебре обучающихся X классов общеобразовательных учреждений по
темам: «Тригонометрические функции числового аргумента», «Основные свойства
функций», «Решение тригонометрических уравнений» с целью их промежуточной аттестации.
2. Документы,
определяющие содержание работы.
Содержание работы определяется на основе следующих
документов:
1. Обязательный
минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ
Минобразования России № 1276 от 19.05.1998 г.);
2. Обязательный
минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ
Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.);
3. Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ
Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
4. Рабочая программа
по математике для средней(полной) школы.
3. Структура и содержание
рубежного контроля
Работа состоит из 2
частей, которые различаются по назначению, а также по содержанию, сложности,
числу и форме включаемых в них заданий.
В приведенной ниже
таблице 1 представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий.
Таблица 1
Структура варианта.
|
Часть 1 |
Часть 2 |
Число заданий
(всего – 9) |
6 |
3 |
Тип заданий и форма ответа |
А1
– А5 с выбором ответа (из
четырех предложенных) В1 с
кратким ответом (в
виде целого числа или числа, записанного в виде десятичной дроби) |
В2
– В3 с
кратким ответом (в
виде целого числа или числа, записанного в виде десятичной дроби, или
множество решений) С1 с развернутым
ответом (полная
запись решения с обоснованием выполненных действий) |
Уровень сложности |
Базовый |
Повышенный |
Проверяемый
учебный материал курсов алгебры |
1.Алгебра и начала анализа 10 класс |
1.Алгебра 7-9 классы 2.Алгебра и начала анализа 10 класс |
4. Распределение
заданий рубежного контроля по содержанию.
Назначение рубежного контроля
определяет специфику содержания
работы. Проверке подлежит
материал, по которым распределено содержание алгебры и начал анализа 10 класса
в 1 полугодии: «Тригонометрические функции числового аргумента», «Основные свойства
функций», «Решение тригонометрических уравнений». В соответствии со спецификой математики
основное внимание уделяется проверке овладения практической составляющей данных
тем, когда владение теоретическими фактами проверяется опосредованно при решении
учебных и практических задач, но наряду с этим осуществляется и
непосредственная проверка овладения его теоретической составляющей (например,
овладение смыслом изучаемых основных математических понятий). При этом в
содержание проверки включены только те вопросы, которые входят в основной
нормативный документ – минимум содержания основной и средней школы по
математике.
Распределение заданий работы по основным блокам содержания приведено в
таблице 2.
Таблица 2
Распределение
заданий по основным темам содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10
класса 1 полугодия.
Блоки содержания |
Число заданий |
Максималь-ный
первичный балл |
Процент
максимального первичного балла за задания данного блока содержания от
максимального первичного балла за всю работу, равного 10 |
Тригонометри- ческие функции
числового аргумента |
2 |
2 |
20% |
Основные свойства
функций |
4 |
4 |
40% |
Решение
тригонометрических уравнений |
3 |
4 |
40% |
Итого |
9 |
10 |
100% |
5. Распределение
заданий рубежного контроля по уровню сложности, видам проверяемой деятельности
и типам
Часть 1 содержит 6
заданий (А1—А5, В1), составленных на материале указанных тем. Эти задания
обеспечивают достаточную полноту проверки овладения материалом этих тем на
базовом уровне. При их выполнении от учащегося требуется применить свои знания
в знакомой ситуации.
Часть 2 включает 3 задания (В2—В3, С1) повышенного (по
сравнению с базовым) уровня, при решении которых от учащегося требуется
применить свои знания в измененной ситуации, используя при этом известные
методы.
Результаты
выполнения заданий Части 1 позволяют судить о достижении обучающимися уровня
базовой подготовки по проверяемым темам.
Результаты выполнения заданий Части 2 позволяют осуществить последующую, более
тонкую дифференциацию обучающихся по уровню
подготовки.
В работе
используются три типа заданий: с выбором ответа из четырех предложенных
вариантов, с кратким ответом в виде некоторого целого числа или десятичной
дроби, с развернутым ответом, требующим записи решения поставленной задачи.
Верное выполнение заданий базового уровня (А1—А5, В1) и
повышенного уровня с кратким ответом (В2—В3) оценивается 1 баллом. Выполнение
заданий с развернутым ответом повышенного уровня С1 в зависимости от полноты и правильности
ответа оценивается от 0 до 2 баллов.
В таблице 3 представлено распределение заданий работы по
уровню сложности.
Таблица 3
Распределение
заданий работы по уровню сложности
Уровень сложности
заданий |
Число заданий |
Максимальный
первичный балл |
Процент
максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от
максимального первичного балла за всю работу, равного 10 |
Базовый |
6 |
6 |
60% |
Повышенный |
3 |
2 |
40% |
Итого |
9 |
10 |
100% |
В таблице 4 дается распределение заданий работы по видам
деятельности.
Таблица 4.
Распределение заданий по видам деятельности
Виды деятельности |
Число заданий |
Максималь- ный первичный балл
|
Процент
максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от
максимального первичного балла за всю работу, равного 10 |
Знать и понимать |
6 |
6 |
60% |
Применять знания и
умения в знакомой ситуации |
2 |
2 |
20% |
Применять знания и
умения в измененной ситуации |
1 |
|
20% |
Итого |
9 |
10 |
100% |
Распределение типов заданий в работе представлено в
таблице 5.
Таблица 5
Распределение типов заданий по частям
работы
N |
Тип заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент
максимального первичного балла за задания данного типа деятельности от
максимального первичного балла за всю работу, равного 10 |
1 |
с выбором ответа |
6 |
6х1 = 6 |
60% |
2 |
с кратким ответом |
2 |
2 х1= 2 |
20% |
3 |
с развернутым
ответом |
1 |
2х1 = 2 |
20% |
|
|
9 |
10 |
100% |
6. Время выполнения
работы
На выполнение рубежного контроля отводится 45 минут.
7. План работы
Варианты работы
разрабатываются на основе нескольких планов, которые составлены с учетом общего
плана (см. Приложение) и конкретизируют
его по контролируемым элементам содержания и видам деятельности. Параллельность вариантов работы
обеспечивается на этапе разработки и
достигается за счет:
−
отбора в каждую из двух частей работы заданий, содержание, уровень сложности и
тип которых определяются планом работы;
− включения взаимозаменяемых,
однотипных, примерно одинаковых по тематике и уровню сложности заданий,
расположенных на одних и тех же местах в вариантах работы, составленных по
одному и тому же плану.
8. Система
оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором
ответа считается выполненным верно, если в работе указана цифра, которой
обозначен верный ответ на данное задание. Задание с кратким ответом (в виде
некоторого целого числа или конечной десятичной дроби) считается выполненным верно,
если в работе записано именно это число. За верное выполнение задания с выбором
ответа и задания с кратким ответом выставляется 1 балл.
Однозначность и
объективность оценки выполнения заданий с развернутым ответом обеспечивается
соответствующими рекомендациями для учителя. В зависимости от полноты и
правильности ответа за выполнение задания повышенного уровня с развернутым
ответом выставляется от 0 до 2 баллов.
Таким образом, за
верное выполнение всех заданий работы можно максимально получить 10 первичных
баллов (6 заданий из Части 1 – 6 баллов, 3 задания Части 2 – 4 балла).
На основании числа
первичных баллов, полученных за выполнение всех заданий работы, определяется,
прошел ли обучающийся нижнюю границу, необходимую для получения
удовлетворительной оценки при сдаче рубежного контроля.
9. Дополнительные материалы и
оборудование
Не используются.
Использование калькуляторов не разрешается.
10.
Условия проведения и проверки результатов работы
Использование единой
инструкции по проведению работы позволяет обеспечить соблюдение единых условий для
всех обучающихся.
Проверку работы
осуществляет учитель по
математике, работающий в этом классе совместно с учителем математики, назначенным
администрацией.
11. Рекомендации по
подготовке к работе
К работе можно
готовиться по используемому для обучения учебнику, а также по пособиям,
включенным в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования
Российской Федерации.
Организация подготовки к сдаче рубежного
контроля по алгебре и началам анализа (10 класс, 1 полугодие) зависит от цели,
которую ставит перед собой обучающийся школы: получить только положительную
оценку или получить высокую отметку по изученным темам. Во втором случае
обучающийся, с учетом своих возможностей, должен подготовиться к выполнению
всех заданий работы, если хочет получить как можно больше баллов. При этом следует
иметь в виду, что задание С1 в Части 2
рассчитано только на тех, кто имеет достаточную подготовку по данным темам.
Отметим, что включение
в работу достаточного числа заданий, которые различаются по тематике, сложности
и типам, дает возможность учащимся с различным уровнем подготовки выбрать для себя посильные задания
и показать свои учебные достижения.
Успешное выполнение
заданий Частей 1 и В2-В3 Части2 позволяет получить достаточно высокий тестовый
балл.
Приложение
План рубежного
контроля по алгебре и началам анализа
(10 класс 1
полугодие).
Обозначение заданий
в работе : А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С –
задания с развернутым ответом.
№ |
Обо- значе- ние зада- ния в работе
|
Проверяемые элементы
содержания |
Коды прове-ряемых элементов содер-жания по
кодифи-катору |
Уро-вень
слож-ности зада-ния |
Макси-маль- ный балл за выполнение
задания |
Примерное время
выполнения задания (мин) |
||
Часть 1 |
||||||||
1 |
А1 |
Умение читать
свойства функции по графику |
2.1.5.1 |
Б |
1 |
3 |
||
2 |
А2 |
Умение находить
множество значений функции |
2.1.1.3 |
Б |
1 |
3 |
||
3 |
А3 |
Умение применять
чтение свойств функции по графику для решения практических задач |
2.1.10.1 |
Б |
1 |
3 |
||
4 |
А4 |
Умение решать
простейшие тригонометрические уравнения |
3.2.1.1 |
Б |
1 |
3 |
||
5 |
А5 |
Умение находить
область определения сложной функции |
2.1.12.1 |
Б |
1 |
3 |
||
6 |
В1 |
Умение выполнять
тождественные преобразования тригонометрических выражений и находить их
значение |
1.1.2.5 |
Б |
1 |
4 |
||
7 |
В2 |
Умение использовать свойства периодичности
функции для решения задач |
2.1.3 |
П |
1 |
5 |
||
8 |
В3 |
Умение решать уравнения с помощью замены
переменной |
3.1.2.1 |
П |
1 |
5 |
||
9 |
С1 |
Умение использовать несколько приемов при
решении уравнений |
3.2.2.1 |
П |
2 |
16 |
||