Содержание образования
Инновационная деятельность
|
Воспитательная работа
Создание воспитательной системы является важнейшим условием повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в филиале. Воспитательная система нашего филиала складывается из следующих компонентов: Ø Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается. Ø Деятельность, обеспечивающая ее реализацию. Ø Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий. Ø Отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некую общность. Ø Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. Содержание воспитательной работы строиться следующим образом:
Цель воспитательного процесса: подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить. Задачи: Ø содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе; Ø апробировать моделируемые элементы воспитательной системы и новые формы воспитательной работы в жизнедеятельности школьного сообщества; Ø формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия; Ø совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров; Ø воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества. Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются: - несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормам; - перегрузка учебных программ; - интенсификация труда обучающихся; - ухудшение экологической обстановки; - недостаточное или несбалансированное питание; - стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей; - распространение нездоровых привычек. Одним из факторов риска являются вредные привычки. Ежегодно проводятся анонимные анкетирования о курении, употреблении спиртных напитков и наркотических веществ. Профилактическая работа – одно из направлений работы филиала. Классные руководители проводили в течение года классные часы, беседы по профилактике простудных заболеваний, вредных привычек, СПИДа. Работа с «трудными» детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении – еще одно из направлений воспитательной работы. В рамках родительского всеобуча используются различные формы работы: - групповые (родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, лекции, семинары, дискуссии и др.), которые уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией и т. д.; - индивидуальные. По содержанию родительские собрания в школе проводятся: - текущие (результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов); - тематические (посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство); - итоговые (подведение результатов развития детского коллектива). Для реализации потребностей детей в разных видах творческой деятельности организуется работа детских объединений дополнительного образования, статус и роль которого поддерживается нормативными документами: - программы работы кружков и секции; - планы учебно-воспитательной работы; - журналы учета кружковой работы. Дополнительное образование выполняет функции: - образовательную, - воспитательную, - в детских творческих объединениях каждый обучающийся имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности; - социально-адаптивную – занятия в кружках и секциях позволяют детям научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами; - коррекционно-развивающуюся: УВП детского объединения дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка; - воспитательную: содержание и методика работы детского творческого объединения оказывает значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма. В текущем учебном году в филиале функционировали следующие кружки: - «Информатика» (рук-ль: Николаева Н.Н.); - «Меткий стрелок» (рук-ль: Захаров Н.И.); - «Умелые руки» (рук-ль: Ильинова Т.Н.) - спортивная секция (рук-ль: Шевцов А.П.) - психология для младших школьников (рук-ль: Ерёмина Е.А.) Занятия в кружках по интересам способствует тому, что дети знакомятся с основами пользования компьютером, учатся шить, помогают в подготовке и проведении общешкольных мероприятий (например, изготавливают костюмы), развивают свои способности и формируют эстетический вкус, учатся контролировать себя, уважать других, любить и защищать природу и т.д. Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь обучающимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей обучающегося, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии. Каждый классный руководитель планирует работу с классом в этом направлении. Учителя-предметники проводят работу по своему предмету, чтобы заинтересовать детей, привить любовь к учебному предмету. В связи с этим важную роль в жизни школьников играют общешкольные и классные мероприятия. Они еще более сплачивают ребят, позволяют им общаться друг с другом, раскрывать перед остальными свои возможности и таланты Таким образом, воспитание – это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания, он уже субъект собственного развития.
|